Средний танк Т-55 (СССР)

Средний танк Т-55 (СССР)

Средний танк Т-55 - самый массовый советский танк послевоенного периода. Танк Т-55 являлся дальнейшим развитием серии танков Т-54. Он создан на базе Т-54Б в КБ (отдел 520) завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л,Н. Карцева в 1957 г. При разработке имел обозначение "Объект 155". Государственные испытания двух опытных образцов машины прошли в IV квартале 1957 г, - I квартале 1958 г. После устранения выявленных недостатков и усовершенствования конструкции танк под маркой Т-55 постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 г. (приказ министра обороны СССР №34 от 24 мая 1958 г.) был принят на вооружение Советской Армии. Серийный выпуск машины осуществлялся на заводах №183 в Нижем Тагиле (с 1 июня 1958 г. по 1 июля 1962 г,), им. В.А. Малышева в Харькове (с I квартала 1959 г. по IV квартал 1963 г,) и №174 в Омске (с IV квартала 1959 г. по 1963 г.]. Всего за время серийного производства для Советской Армии было изготовлено 7962 танка Т-55.

umelecforum.ru

В танке Т-55 гармонично сочетались огневая мощь, зашита и хорошие маневренные качества. Он обладал высокой надежностью и был прост в обслуживании и ремонте. В этот танк были внедрены следующие основные новшества по сравнению с Т-54Б: установлен двигатель повышенной мощности; применены баки-стеллажи (для увеличения запаса возимого топлива и боекомплекта); отменен зенитный пулемет; введены воздушный компрессор (для обеспечения зарядки воздушных баллонов сжатым воздухом), система ПАЗ (с 1 апреля 1959 г.), унифицированная автоматическая система ППО «Роса» (с 1 апреля 1959 г.), термодымовая аппаратура ТДА и двухрядные комбинированные бортовые редукторы. Незначительным изменениям подверглась броневая защита машины за счет уменьшения толщины второстепенных броневых деталей.

Танк Т-55 имел практически одинаковые с Т-54Б объемно-массовые показатели. Внутренний забронированный объем танка составлял 11,08 м. 35% боевой массы приходилось на корпус, 22,5% - на вооружение и башню, 20% - на ходовую часть. Компоновка машины повторяла компоновку Т-54Б. Механик-водитель размешался в отделении управления у левого борта корпуса; его входной люк находился в передней части подбашенного листа. За сиденьем механика-водителя в днище корпуса имелся люк запасного выхода. Впереди сиденья механика-водителя на днище корпуса устанавливались рычаги управления ПМП, а также педаль подачи топлива. На тяге привода управления рейкой топливного насоса двигателя размешался механизм остановки двигателя (МОД).

На верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем располагались: сигнальные лампы выхода ствола пушки за

пределы ширины танка; релейная коробка КРП-1 системы ПАЗ; кронштейны крепления педалей управления главным фрикционом и остановочными тормозами; курсоуказатель (гирополукомпас ГПК-48) с преобразователем (ПАГ-1); коробка управления вентилятором (КУВ-3) и автомат системы ППО. Справа размещались: кран выпуска воздуха из топливной системы двигателя; розетка для подключения переносной лампы и обогрева смотрового стекла защитного колпака механика-водителя; плафон дежурного освещения и аппарат ТПУ №3. Слева и сзади люка к крыше корпуса крепились блок питания ТВН-2, фильтр радиопомех и кран подключения шланга для отбора сжатого воздуха при проведении работ по обслуживанию танка.

На днище корпуса, справа от сиденья механика-водителя, располагались магазины-коробки к курсовому пулемету, кран исключения топливных баков, ручной топливоподкачивающий насос, кулиса коробки передач, ящик с ТВН-2 и фара ФГ-100 для установки на башне. На стенках стеллажа аккумуляторных батарей крепились щиток механика-водителя, реле-регулятор Р-5, курсовой пулемет СГМТ, розетка внешнего пуска, выключатель батарей и магазин-коробка к пулемету, спаренному с пушкой. Слева от сиденья механика-водителя на борту корпуса крепились рычаг ручной подачи топлива, спидометр, рукоятка управления жалюзи, антенна радиостанции в чехле, два баллона со сжатым воздухом, аптечка и воздушный манометр. Впереди люка механика-водителя устанавливались два перископических прибора наблюдения. Для вождения танка в ночных условиях у механика-водителя вместо левого смотрового прибора монтировался ночной прибор ТВН-2. В носовой части танка справа располагался передний топливный бак. Сзади переднего топливного бака устанавливались два бака-стеллажа, в которых помимо топлива размешалась часть боекомплекта к пушке. Между сиденьем механика-водителя и левым баком-стеллажом находился стеллаж с аккумуляторными батареями,

В боевом отделении размещались комплекс вооружения танка с частью боекомплекта и рабочие места трех членов экипажа: слева от орудия - наводчика и командира танка; справа от него - заряжающего, Перед сиденьем наводчика в башне располагались часть агрегатов стабилизатора пушки, телескопический прицел, ночной прицел ТПН-1, механизм поворота башни, релейная коробка КРП-2 системы ПАЗ, аппарат ТПУ №1 и ЗИП к стабилизатору и приборам ночного видения. Слева от сиденья наводчика на борту корпуса крепились магазины-коробки к спаренному пулемету, один выстрел к пушке, а также устанавливался радиометрический блок зашиты (РБЗ-1) системы ПАЗ. Над рабочим местом командира танка на крыше башни монтировалась командирская башенка с входным люком. В командирской башенке размещались прибор наблюдения ТПКУБ (с апреля 1959 г. - прибор ТПКУ-2Б) и четыре смотровые призмы. При ведении боевых действий в ночных условиях вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1, а на броневой защите прибора в специальном кронштейне - инфракрасный прожектор ОУ-3. Слева от сиденья командира в башне размещались аппараты ТПУ №1 и 2, блок настройки антенны, штыревой стопор башни, радиостанция и сигнальный пистолет с патронами. Сзади сиденья командира в нише башни находились блок питания ночного прицела, блок питания радиостанции, рукоятка механизма затяжки уплотнения опоры башни, выстрелы к пушке. Слева от сиденья командира на борту корпуса танка крепились релейно-распределительная коробка ППО, головка ночного прицела и один выстрел к пушке.

Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. Перед люком заряжающего устанавливался смотровой прибор МК-4. Справа от пушки в башне крепились силовой цилиндр стабилизатора пушки, пулемет, нагнетатель-сепаратор, коробка управления вентилятором, автомат АК-47, аппарат ТПУ №3, два выстрела к пушке, магазины к автомату. На правом борту корпуса монтировались: стеллаж для ручных гранат, четыре выстрела к пушке и средний топливный бак. На поводке ВКУ размещались четыре магазина-коробки к спаренному пулемету и преобразователь стабилизатора. На перегородке МТО крепились два магазина-коробки к спаренному пулемету, выстрелы к пушке, рукоятка механизма отключения эжекционной системы очистки воздухоочистителя, вытяжной вентилятор, ручной огнетушитель и прибор ночного видения командира танка ТКН-1. На днище корпуса устанавливался подогреватель. За моторной перегородкой в кормовой части корпуса размешалось МТО танка, в котором находились узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии.

Состав оружия танка Т-55 отличался от состава оружия Т-54Б отсутствием зенитного пулемета. В башне танка монтировалась 100-мм стабилизированная в двух плоскостях танковая пушка Д-10Т2С с компенсирующим механизмом и спаренным пулеметом СГМТ. Вылет ствола пушки составлял 2,8 м. Стабилизатор пушки СТП-2 «Циклон» и приборы ночного видения существенных изменений не претерпели. Для наводки пушки и спаренного пулемета на цель применялись телескопический шарнирный прицел ТШ2А-22 и ночной прицел ТПН-1 с инфракрасным прожектором Л-2. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Наводка пушки в цель осуществлялась с помощью пульта управления стабилизатора СТП-2 или рукояток подъемного механизма пушки и механизма поворота башни. Углы наводки спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -5-1 до +18, при включенном стабилизаторе эти углы уменьшались, соответственно, на 45' и 3'45'. Поворот башни обеспечивался как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наведения. Скорость горизонтальной наводки пушки при работающем стабилизаторе составляла от 0,07 до 15 град./с, при управлении от командира танка - 15 град./с. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2м равнялась 1080 м (наибольшая прицельная дальность - 6900 м), максимальная дальность стрельбы (с помощью бокового уровня) - 14600 м. Для стопорения пушки в походном положении в башне имелся стопор, обеспечивавший закрепление пушки в трех различных положениях по углу возвышения. Стопорение башни в одном из двух положений (пушкой вперед и пушкой назад) осуществлялось с помощью штыревого стопора,

Боекомплект к пушке увеличили с 34 до 43 унитарных выстрелов за счет отмены двух средних баков (у танка Т-54), место которых заняла поперечная стеллажная боеукладка для 10 выстрелов (у перегородки МТО). В носовой части корпуса в двух баках-стеллажах размещались 18 выстрелов вместо стеллажной укладки для 20 арт-выстрелов. Стеллажная укладка на 5 выстрелов устанавливалась в нише башни. Хомутиковые укладки для 10 выстрелов располагались: две - на левом борту корпуса танка, четыре - на правом борту корпуса, по одной - на перегородке поперечной стеллажной боеукладки и на перегородке МТО, две - на правом борту башни. Патроны к пулеметам СГМТ, снаряженные в ленты по 250 шт., размещались в 14 магазинах-коробках, из которых 11 предназначались для спаренного пулемета. Они располагались следующим образом: одна - на кронштейне пулемета, четыре - в стеллаже на кронштейне сиденья наводчика, по одной - в боевом отделении на левом борту корпуса и на крыше корпуса (сзади сиденья механика-водителя), по две - на щитке аккумуляторов и на перегородке МТО у среднего топливного бака и три (специальной конструкции с подавателем лент) - для курсового пулемета: одна - под пулеметом и две -справа впереди сиденья механика-водителя. В башне с правой стороны укладывался автомат АК-47 и 180 патронов к нему в шести секторных магазинах. 12 ручных гранат Ф-1 размещались в четырех брезентовых сумках в боевом отделении. Сигнальный пистолет в кобуре и патроны к нему (6 шт.) в сумке крепились к башне за сиденьем командира танка над радиостанцией.

Источник - dogswar.ru